#3(26), март 2008 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3(26), март 2008 года

Тупеющая Америка?

Называйте меня снобом, но мы и вправду превратились в страну дураков

Сьюзен ДЖЕКОБИ, Washington Post

«Разум нашей страны, приученный обращаться к низким предметам, пожирает себя изнутри», – это наблюдение Ральф Уолдо Эмерсон высказал еще в 1837 году, но именно в сегодняшней, до неузнаваемости изменившейся Америке его слова отдаются горьким пророческим эхом. В духовном плане мы оказались в большой беде, рискуя, что наш с таким трудом нажитый культурный капитал растает под воздействием ядовитой смеси антиинтеллектуализма, антирационализма и заниженной планки ожиданий.
Впрочем, вряд ли хоть кто-то из кандидатов осмелится затронуть эту тему на долгом и тернистом пути к Белому дому. Всякий, кто заикнется о том, что невежество населения усугубляет серьезнейшие проблемы, с которыми сталкивается страна, почти наверняка навлечет на себя обвинение в «элитарности» – одно из самых страшных для любого, кто претендует у нас на высокий государственный пост. Нет, наши политики сегодня постоянно называют американцев «ребятами», мол, все мы здесь люди простые. Ни в одном из важных выступлений президентов до 1980 года вы этого покровительственного обращения не обнаружите. Когда имидж «простого парня» становится эталоном, это отличительный признак антиинтеллектуализма.
Классический труд на эту тему – «Антиинтеллектуализм в жизни Америки» историка из Колумбийского университета Ричарда Хофстедтера – вышел в 1963 году, в промежутке между эпохой маккартизма и социальными потрясениями конца 1960-х. По мнению Хофстедтера, вспышки антиинтеллектуализма в Америке носят циклический характер и представляют собой обратную сторону стремления к демократизации в сфере религии и образования.  Если бы Хофстедтер, скончавшийся в 1970 году, дожил до сегодняшнего дня и решил переработать свою книгу с учетом новых реалий, он обнаружил бы, что наша эпоха круглосуточного «инфотейнмента» превзошла его самые мрачные прогнозы о будущем американской культуры.
Перефразируя слова покойного сенатора Дэниэла Патрика Мойнихена, можно сказать, что «уровень терпимости» к оглуплению стабильно повышается уже несколько десятилетий за счет сочетания нескольких пока неодолимых факторов. Среди них – триумф «видеокультуры» над печатным словом, явное несоответствие между формально растущим уровнем образования в Америке и весьма слабым знакомством наших соотечественников с элементарными основами географии, естественных наук и истории и, наконец, слияние антиинтеллектуализма с антирационализмом.
Главной движущей силой нынешнего антиинтеллектуализма стало видео во всех его проявлениях. Как отмечается в прошлогоднем докладе Государственного фонда в поддержку искусства, меньше читают сегодня не только малообразованные люди. В 1982 году 82% людей с высшим образованием читали поэзию и прозу для собственного удовольствия. Через двадцать лет этот показатель снизился до 67%. А более 40% американцев моложе 44 лет за год не прочитывают ни одной книги – ни художественной, ни научно-популярной. Процент учащихся, не читающих ничего, кроме положенного по школьной программе, за два десятилетия удвоился. Именно в этот период в нашу жизнь прочно вошли компьютеры, Интернет и видеоигры.
Так ли это важно? Фанаты новых технологий отметают плач по «культуре печатного слова» как выдумки оторванной от жизни снобистской «элиты». В книге «Плохое – значит хорошее: как современная поп-культура делает нас умнее» писатель Стивен Джонсон заверяет: беспокоиться не о чем. Да, родители часто видят, как их «живые, активные дети молча, с раскрытым ртом застывают перед экраном». Однако это зомбированное состояние – «не признак атрофии ума, это признак сосредоточенности». Ерунда! Дело здесь не в сосредоточенности, а в том, от чего отгораживают себя малыши этим экраном, когда в десятый раз смотрят один и тот же фильм.
Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, призванную усадить перед видео детей чуть ли не с шестимесячного возраста, нет никаких данных о том, что созерцание происходящего на экране приносит им хоть какую-то пользу. Ученые из Вашингтонского университета провели соответствующее исследование и выяснили, что с каждым часом, проведенным за видео, ребенок в возрасте 8-16 лет запоминает в среднем на шесть-восемь слов меньше.
У меня, конечно, нет научных доказательств, что читать запоем, как делала это я в 13 лет, забравшись в шалашик на дереве, – это более эффективный способ стать информированным гражданином, чем часами сидеть за игровой приставкой Microsoft Xbox. Однако именно неспособность сосредоточиться на чем-либо надолго, ограничиваясь лишь «блиц-визитами» в Интернет, на мой взгляд, проявляется в том, что люди сегодня не помнят даже событий, попавших в заголовки новостей совсем недавно. Неудивительно, к примеру, что на финише праймериз кандидаты куда меньше говорили о войне в Ираке, чем в начале кампании. Это связано с тем, что на телеканалах в этот период появлялось меньше видеокадров о терактах в этой стране. Кандидаты, как и избиратели, делают акцент не на самых важных, а на самых свежих новостях.
Не стоит удивляться и тому, что «черный пиар» сегодня действует так эффективно. «Когда речь идет о письменном тексте, вы легко можете установить степень достоверности различных сообщений. Сравнение же двух видеорепортажей, напротив, требует усилий. Если зрителю приходится выбирать, какому из противоречащих друг другу сообщений верить, он действует по наитию, или руководствуется ранее сложившейся у него точкой зрения», – заметил недавно на страницах New Yorker критик Калеб Крейн.
Поскольку у потребителей «видеокультуры» необходимость получать информацию в виде письменного текста вызывает все большее раздражение, все политики вынуждены доносить свои «послания» в максимально сжатой форме, причем понятие «сжатая» сегодня означает уже совсем не то, что прежде. По данным ученого из Гарвардского университета Кику Адато, с 1968-го по 1988 год средняя продолжительность «звукового фрагмента», отводящегося кандидатам в президенты в выпусках новостей, сократилась с 42 до 9 секунд. К 2000 году этот показатель сократился до 7,8 секунды.
Сокращение продолжительности концентрации внимания у людей, порожденное видео, тесно связано со второй движущей силой антиинтеллектуализма в Америке – падением общего уровня знаний.

Поскольку
у потребителей «видеокультуры» необходимость получать информацию в виде письменного текста вызывает все большее раздражение, все политики вынуждены доносить свои «послания»
в максимально сжатой форме.
С 1968-го по 1988 год средняя продолжительность «звукового фрагмента», отводящегося кандидатам
в президенты
в выпусках новостей, сократилась с 42
до 9 секунд

Людям, привыкшим, что президент объясняет важнейшие политические решения косноязычной фразой «я – компетентный орган», трудно даже вообразить, сколько усилий тратил Франклин Рузвельт в первые мрачные месяцы после Перл-Харбора, чтобы разъяснить соотечественникам, почему вооруженные силы США на Тихом океане терпят одно поражение за другим. В феврале 1942 года во время радиообращений Рузвельт попросил американцев раскладывать перед собой географическую карту, чтобы получить представление о грандиозных масштабах театра боевых действий. Люди тут же расхватали в магазинах все карты. До 80% взрослых американцев включали приемники, чтобы послушать президента. Рузвельт был уверен: если американцы поймут, на какое гигантское расстояние нужно доставлять грузы для снабжения войск, они стоически перенесут любые плохие новости с поля боя.
Здесь мы рассказали не только о совершенно иной администрации и президенте, но и о другой стране и гражданах – людях, лишенных возможности увидеть на Google увеличенные спутниковые снимки любого уголка планеты, но куда более восприимчивых к знаниям и сложности происходящего вокруг. По данным социологического опроса, проведенного в 2005 году National Geographic и Roper, почти половина американцев в возрасте 18-24 лет не считает нужным знать, где находится страна, в которой происходят важные события. Более трети респондентов заявили, что владеть иностранными языками «незачем», и лишь 14% сочли это важным. А 20% взрослых американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли.
Это подводит нас к третьему фактору, обуславливающему нынешнее «отупение» американцев. Речь идет не только об отсутствии знаний как таковых, но и о том, что люди гордятся своим невежеством. Этот синдром – назовем его антирационализмом – особенно опасен для наших общественных институтов. Незнание иностранного языка или местонахождения страны – проявление невежества, но отрицание важности подобных знаний – воинствующий антирационализм в чистом виде.
Простых способов победить эту эпидемию не существует. Попытки повысить средние баллы на стандартных экзаменах, пичкая учеников конкретными ответами на конкретные вопросы, делу не помогут. Более того, люди, страдающие этой болезнью, не осознают своего недуга. Как отмечал Хофстедтер, «никто же не считает, что он – против науки и культуры». Нам пора провести общенациональную дискуссию о том, действительно ли мы, американцы, придаем значение интеллекту. И если нынешние выборы станут прелюдией к «эпохе перемен», то первым пунктом в программе реформ должен стоять вопрос о падении уровня общественного дискурса в стране, чей разум приучен обращаться к низким предметам.

Сьюзен Джекоби – автор книги «Эпоха неразумия
в Америке».

 


К содержанию



Дилемма учредителя

Действительно ли люди настолько эгоистичны?

Почему бюрократия сильнее вас

Кризис и бизнес-образование

Анатомия финансового кризиса

Двенадцать шагов к финансовой катастрофе

Долговая иллюзия

Уроки кредитного кризиса

Автоматические владельцы сбережений

Победители и побежденные в больших гонках за доходами в 2007 году

Неплатежеспособные американские домовладельцы

Неужели европейский рынок недвижимости будет следующим?

Растущий рынок жилья Латинской Америки

Способность Европы руководить

Имперское высокомерие

Обетование Америки

Первое пришествие Обамы

Медивед... Медвед... что-то в этом роде

Новые правила для американских политиков

Сигналы азиатского века

МВФ как глобальный финансовый якорь

Нестабильность из-за непреклонности

Снова в тени Маркса

Тупеющая Америка?

Козырная карта в борьбе за демократию на Кубе

Газпромизация европейской энергетической безопасности

Западные опасения по поводу российской энергии

Yahoo! рассылает письма акционерам

Человек в новостях: Джерри Янг

Новое сотрудничество

Искусство стать банкротом

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления