#3, апрель 2006 года
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
Логин:
Пароль:
Регистрация
Напомнить пароль
журнал украинского истеблишмента
МЫСЛЬ
полный дайджест за месяц мировой мысли в области финансов и управления
О нас
Последний номер
Архив
Клуб читателей
Поиск
Мероприятия
Купить копирайт
Хочу получать бумажную версию

#3, апрель 2006 года

Как инвестировать на рынке искусства

Deutsche Bank издал соответствующую инструкцию

Книжка очень хорошо написана. Она никого ни в чем не старается убедить. Она просто подробно рассказывает о том, сколь не прост, с экономической точки зрения, рынок картин и скульптур приемлемого качества.
Начинается рассказ с очень правильной вещи — со сравнения механизмов финансовых и товарных рынков с традициями в области обращения предметов культурного наследия. Сразу выясняется, что анализ оказывается не в пользу последних.
Книга под названием «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства», выпущенная московским издательством «Альпина бизнес букс» в 2006 году, сразу подписывает приговор — рынок оборота прекрасного, с точки зрения организации, — один из худших на планете.
Его описание в точности повторяет характеристику фондового рынка нашей страны — сделки единичны, часто без указания корректных цен. Спрогнозировать рост в том или ином сегменте сложно. Ликвидность сектора крайне низка — даже за выдающиеся произведения, в случае необходимости, трудно взять и половину аукционной цены.
Вдобавок ко всему на мировом рынке произведений искусства очень высоки, по сравнению с другими сферами, комиссионные и прочие издержки. Но это только начало — дальше больше. Оказывается, никто толком не ведет реестр произведений искусства. То есть его ведут сразу несколько организаций, а потому совершенно четко сказать, сколько картин написал тот или иной художник, не сможет никто.
В результате становится возможным такой обидный случай, когда вашу картину могут считать великой и бесценной только некоторые экспертные организации. И понятно, что сама гипотетическая возможность такого поворота судьбы больно бьет по капитализации всего сектора.
В довершение книга рассказывает о печальной судьбе компаний, которые в разное время пытались сделать с искусством то же самое, что и с нефтью — ввести понятные котировки, цены, графики и прогнозы доходности.
В результате, после прочтения сравнительной характеристики рынков, приведенной в книге, картины покупать уже не хочется. А коробка с долларами в сейфе и хрущевка в центре, купленная по ценам Ривьеры, снова выглядят вершинами инвестиционного мастерства.
Но общее сравнение рынков вложения капитала заканчивается, и авторы переходят к деталям. Их очень много. И эти детали часто подрывают выводы, которые были сделаны в результате вышеуказанного сравнения.

 

 

 

Относительно дешевые работы национальных мастеров имеют все шансы подорожать

Например, разве вся формальная неразвитость рынка искусств не покрывается сполна тем, что часть сделок на нем производится непублично и объем теневого оборота никому точно не известен? Разве очень высокие комиссионные торговцев и экспертов не говорят о том, что они всего-навсего отражение значительной доходности в секторе торговли живописью?
Одновременно в руководстве по искусству от Deutsche Bank рассматриваются и такие важные вещи как возможные стратегии поведения на рынке культурных артефактов. И эти модели поведения базируются опять-таки на очень интересных деталях.
Например, в цене быстрее растут картины тех мастеров, чьи работы постоянно находятся в обороте или выставляются на продажу с последующим оглашением цены сделок. Такая стратегия приводит к тому, что имя художника все время на слуху. И не важно, хорошо о нем говорят или не очень — работы мастера только благодаря дополнительному обсуждению становятся дороже.
Второй интересной особенностью оборота шедевров и кандидатов на это звание является тот факт, что относительно новые полотна зачастую могут показывать гораздо лучшую динамику роста цен, чем работы старых мастеров.
Как поясняет руководство, так происходит потому, что новые работы всегда имеют понятную предысторию — когда и кем написаны, кто были предыдущие хозяева, сколько стоили картины ранее. Все эти данные помогают инвестору понять не столько художественную ценность полотна, сколько его перспективы как «облигации, написанной маслом».
Еще одной интересной деталью, серьезно влияющей на цену работы, служит какая-то волнующая предыстория. За картину явно захотят больше, если она будет снабжена рассказом, что именно это полотно мастер подарил своей невесте, которая, к сожалению, так и не стала его женой в силу того, что гений совершенно неожиданно встретил следующую свою любовь, для которой тоже написал картину, которая стоит еще дороже.
Существенно прибавляют к цене работы и рассказы, что именно этот акварельный этюд Наполеон брал с собой в Русскую кампанию и никогда не расставался с ним, а вот этот мраморный конь стоял в офисе самого Цезаря.
 По причине красивой предыстории часто ценят и подделки. Ведь отдельные копии уже насчитывают сотни лет и за это время много раз перепродавались или становились причиной головокружительных детективов. Рассказывать их гостям, стоя с бокалом в руке, куда интереснее, чем историю о любовных похождениях живописца.
Подробно рассмотрена в книге и такая модель поведения на рынке прекрасного как продюсирование работ или мастеров. Другими словами, тот, кому удастся завладеть большим количеством произведений одного автора среднего уровня, вполне может, вложив понятные средства, обнаружить у себя в коллекции много картин художника уже выдающегося. Инструментарий, при помощи которого происходят такие чудеса, также приводится в издании.
Еще одним неожиданным фактором, который может или добавить, или снизить цену картины, как ни странно, является национальность художника. Чтобы стать великим, нужно быть французом, испанцем или голландцем. Лица другой национальности культурным сообществом инвесторов как значительные живописцы почему-то не воспринимаются. То есть у них тоже есть шансы, но гораздо меньшие.
Примечательно, что сегодня часть инвесторов видят в таком положении дел возможность заработать в будущем. Ведь известно, что серьезное количество работ оборачивается на национальных рынках. На международный попадают или великие, или случайные.
Таким образом, часть экспертов полагает, что нынешняя предрасположенность инвесторов к западноевропейскому искусству была заложена лет 100-400 назад. Когда только в этой части мира картины и рисовали. Но так как последние 200 лет при помощи масляных красок выражают свои душевные переживания на всех континентах, то национальная дискриминация художников может ослабнуть уже в обозримом будущем. А потому относительно дешевые работы национальных мастеров имеют все шансы подорожать.
Одновременно в описываемом издании приводятся методики оценки предметов искусства. Причем с использованием таких интересных подходов как мультипликатор предыдущей истории, алгоритм определения премии за иррациональность, расчет «справедливой цены предмета искусства».
В конце книги размещена глава, посвященная прогнозу развития рынка предметов искусства до 2020 года. И она немного разочаровывает. Но не тем, что плохо написана, а тем, что не обещает никаких революционных изменений, как это часто делают разделы книг, посвященные будущему.
Нет, например, обещаний того, что уже в ближайшее десятилетие кто-то организует прозрачные реестр и биржу, которые позволят поднять показатель доверия инвесторов к рынку и в разы увеличить его капитализацию. Что, чисто теоретически, было бы вполне закономерно.
Однако прогноз невнятный и инертный и потому, скорее всего, правильный. Ведь если за 200 предыдущих лет на арт-рынке ничего структурно-революционного не случилось, то почему это должно произойти в ближайшие 15 лет?
Как дополнение в конце книги приведена таблица пяти сотен самых дорогих работ, существующих на рынке изобразительного искусства и скульптуры. Если читать ее, одновременно отыскивая через Интернет сами работы, то получается очень увлекательно.
А через час такого занятия уже можно создать целую галерею полотен, после просмотра которых увиденные ранее произведения представляются как-то иначе.       


К содержанию



Как погубить творческий подход

Офис стратегического управления

Преимущества и проблемы

Какой бывает кризис

Билатеральная модель организации компании

Продуктивность зон безопасности

Психологические тесты на службе у работодателей

Организация нового типа

Московская методологическая школа

Новый год: выбрасываем директора из окна?

В поисках невидимки

Теория четырех ресурсов

В поисках справедливой глобализации

Обзор страновых рисков

Незыблемая система мировой торговли бросает вызов лжепророкам

Рынки развивающихся стран сильны. Пока что

Возрождение национализма,

Мудрость или старческое слабоумие?

Король Google будет править миром

Утечка информации из Google: прогнозируется резкое падение темпов роста выручки

Капризы погоды

Границы, закрытые для бизнеса

После потопа

Япония возвращается из небытия

Япония застыла в индустриальной стадии

Китайские потребители

Странные участки

Волна слияний в Европе

Успешное слияние: как преодолеть культурные различия

Как инвестировать на рынке искусства

Путь к развитию

© 2006 www.idea-magazine.com.ua
"Мысль" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида
“Источник www.idea-magazine.com.ua” и ссылки на данный cайт.
строители профессиональный ремонт квартир бесплатные объявления